Смешанные перевозки – это перевозки минимум двумя видами транспорта, вся ответственность за осуществление которых возлагается на оператора смешанной перевозки, а грузоотправитель и грузополучатель избавляются от необходимости самостоятельно проводить перегрузочные работы с одного вида транспорта на другой или заниматься оформлением такой перегрузки (передачи). Синонимом смешанной перевозки является понятие комбинированной, или мультимодальной перевозки. Надо понимать, что среди специалистов нет единого мнения относительно точного определения каждого термина, но для решения практических вопросов они могут приниматься полными синонимами.
Международные смешанные перевозки регулируются Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках 1980 года. Ее особенностью является признание за национальным транспортным законодательством приоритета над положениями Конвенции в рамках регулирования транспортных операций и работы операторов смешанной перевозки. В то же время, договор смешанной перевозки, должен составляться в полном соответствии с положениями Конвенции (т.е. уже они превалируют над нормами национального гражданского и коммерческого законодательства). Смешанная (мультимодальная) перевозка – это перевозка, которая: - осуществляется на основании договора смешанной перевозки, - из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране, - при этом оператор смешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственность за всю перевозку и выдает документ мультимодальной перевозки. Безопасность смешанной перевозки опасных грузов может быть обеспечена, если рассматривать смешанную перевозку как единый процесс. Следовательно, организовывать и нести ответственность за смешанную (мультимодальную) перевозку должна одна организация. В качестве такой организации выступает оператор смешанной (мультимодальной) перевозки.
В отличие от прямых перевозок, которые осуществляются различными перевозчиками одного и того же вида транспорта (uni modal carriers), смешанные перевозки позволяют повысить эффективность осуществления конкретной перевозки, а иногда создают саму возможность выполнения конкретной перевозки. Таким образом, в отличие от традиционной системы перевозок грузов, смешанное сообщение интегрирует весь транспортный процесс доставки товара от отправителя до получателя. Важнейшим аспектом концепции смешанных перевозок грузов является максимальный учет требований грузовладельца и его удобство, то есть сохранная доставка груза в пункт назначения точно в срок и по оптимальному тарифу, независимо от того, каким видом транспорта, по какому маршруту и в соответствии с какими иными условиями транспортируется груз, например, от того в каких пунктах происходит перевалка груза. Впрочем, если условия перевозки известны до заключения договора, они должны быть указаны в договоре смешанной перевозки груза.
В системе транспортных отношений появилась новая фигура, непосредственно отвечающая за организацию международных грузовых перевозок. Этой фигурой является оператор смешанной перевозки (ОСП). ОСП заключает договор смешанной перевозки груза с грузоотправителем или клиентом от своего имени как принципал, независимо от того какую роль он фактически выполняет в транспортном процессе. Мультимодальные перевозки характеризуются тем, что один из видов транспорта выступает в роли ведущего. Один из перевозчиков, осуществляющих перевозку груза этим видом транспорта, может выполнять роль ОСП. Эту роль может принять на себя и экспедитор. Договор смешанной перевозки груза оформляется при помощи письменных документов: накладной или коносамента. Этот документ не является договором в собственном смысле этого термина, однако такие документы признаются надлежащим доказательством наличия договора перевозки и его содержания.
Документ на смешанную перевозку (comdined transport document) выдается ОСП. Выдавая этот документ, ОСП принимает на себя ответственность за осуществление смешанной перевозки груза, а также на определенных условиях несет ответственность за утрату или повреждение груза и за просрочку в его доставке на протяжении всей смешанной перевозки. Международные правовые нормы и нормы национального права, применяемые к перевозкам, часто имеют императивный характер и должны применяться, если утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут быть отнесены к определенной стадии перевозки. Таким образом, в случае когда точно установлено место, в котором произошло нарушение договора, и это нарушение отнесено к конкретному виду транспорта, применяется так называемая сетевая норма, то есть ответственность ОСП определяется так, как если бы он заключил отдельный договор на соответствующий этап перевозки. Такие случаи наиболее распространены и встречаются почти в 80% предъявляемых к ОСП претензий. Однако, часто случается, что неизвестно, на какой стадии перевозки причинен ущерб или произошло иное нарушение договора. Такая ситуация чаще всего имеет место при выполнении контейнерных перевозок. В этом случае действует договор смешанной перевозки груза, и ответственность ОСП определяется по этому договору. Правила, определяющие такую ответственность ОСП, называются единой системой ответственности.
Еще о транспорте:
Расчет годовой трудоемкости ТО, ТР, Д и вспомогательных работ
Перед расчетом годовых объемов работ в чел.-ч. необходимо скорректировать нормативные трудоемкости ТО и ТР согласно ОНТП-01-91, а также в зависимости от принятого метода организации технологического процесса, применения механизации и диагностирования. Согласно ОНТП-01-91 нормативная трудоемкость ТО ...
Руководство маневровой работой
Маневры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника – дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера.Распределение обязанностей по распоряже ...
Технико-эксплуатационная характеристика работы станции
Заданная станция: Участковая, поперечного типа с двумя прилегающими к ней 2-х путными участками «М-Н» И «Н-О». На станции имеются: Один путь для приёма и отправления пассажирских поездов; ПО I включает в себя 3 пути; ПО II включает в себя 4 пути; Имеется сортировочный парк включающий в себя 6 путей ...