Факторы риска возникновения профпатологии у водителей автобусов

Страница 3

Эргономические исследования показали, что за смену свыше 25% рабочего времени водитель находится в вынужденной рабочей позе – сидя, выполняя при этом движения в определенно заданном, часто повторяющемся направлении. При выполнении движений основная нагрузка ложится на отдельную группу мышц (верхние конечности) (таблица 5. 3).

Таблица 5.3- Показатели двигательной нагрузки у водителей

Количество движений

Руками

Ногами

Головой

Всего

За смену

1448

677

658

2783

В час

95,6 ± 1,2

45,1 ± 1,1

43,5 ± 1,4

179,2 ± 0,8

При анализе режима труда было выявлено, что водители работают по трем графикам:

• первая смена – в 5.00–6.00 до 15.00–16.00 (перерыв 30–60 мин);

• вторая смена – с 15.00–16.00 до 24.00– 1.00 (перерыв 30–50 мин);

• третья смена – по разрывному графику: работа с 6.00 до 11.00, перерыв с 11.00 до 15.00, работа с 15.00 до 20.00.

Анализ физиологического состояния водителей показал, что у работающих таким образом после 4 ч работы увеличивалась частота пульса (на 10–15%), в т. ч. и во время четырехчасового перерыва, если он использовался не по назначению.

Систолическое и диастолическое давление в течение смены колебалось неравномерно. В первой смене увеличивалось как систолическое, так и диастолическое давление, а пульсовое практически оставалось без изменений. Во второй и третьей сменах пульсовое давление к концу работы увеличивалось, что говорит об утомлении организма.

Анализ центральной нервной системы показал, что через 7–9 ч работы, независимо от смены, время реакции на звуковой раздражитель возрастало, особенно к концу работы.

Латентный период на световой раздражитель укорачивался через 3–5 ч, достигая достоверной значимости на пятом часу работы.

Во второй смене в первые часы работы скрытое время реакции на световой раздражитель уменьшалось только в течение 2 ч, а затем увеличивалось, т. е. в ночное время прослеживается напряжение органов зрения в большей степени, чем других систем организма.

Анализ динамики уровня внимания водителей показал, что во второй смене количество допущенных ошибок значительно больше, однако продолжительность просмотра корректурных таблиц ниже к концу дня, чем в первой смене. Объяснить это можно тем, что работа в ночное время требует от водителя большей ответственности за безопасность движения (таблица 5.4).

При работе по третьему режиму в конце дня возрастает как количество допущенных ошибок, так и время просмотра таблиц. Возникает общее переутомление организма за длительную рабочую смену.

Таблица 5.4 - Динамика уровня внимания водителей автобусов в разные смены

Время работы

Количество ошибок

Продолжительность просмотра таблиц

Первая смена

• с 5.45 до 6.45

0,9 ± 0,2

24,7 ± 1,5

• с 7.45 до 8.45

1,0 ± 0,14

30,6 ± 1,56

• с 10.20 до 11.20

1,1 ± 0,1

31,0 ± 1,1

• с 12.30 до 13.30

1,4 ± 0,14

33,2 ± 1,3

Вторая смена

• с 15.20 до 16.20

1,0 ± 0,14

23,7 ± 1,2

• с 16.20 до 17.20

1,1 ± 0,2

30,5 ± 1,5

• с 18.20 до 19.20

1,4 ± 0,14

33,1 ± 1,2

• с 20. 20 до 21.20

1,5 ± 0,14

33,1 ± 1,2

• с 22.20 до 23.20

1,6 ± 0,2

34,1 ± 1,5

Третья смена (разрывной график)

• с 6.45 до 7.45

0,9 ± 0,2

23,5 + 1,2

• с 9.30 до 10.30

1,1 ± 0,2

31,5 ± 1,2

• с 15.00 до 16.00

1,2 ± 0,9

33,0 ± 1,5

• с 17.00 до 18.00

1,4 ± 0,1

34,1 ± 1,2

• с 19.00 до 20.00

1,8 ± 0,2

35,1 ± 1,2

Страницы: 1 2 3 4

Еще о транспорте:

Виды конвейерного транспорта
Ленточные конвейеры. В ленточных конвейерах лента с лежащим на ней грузом перемещается по стационарным роликоопорам и служит одновременно грузонесущим и тяговым органом. Подземные ленточные конвейеры разделяют на уклонные, штрековые (горизонтальные или слабонаклонные) и бремсберговые. Хотя указанны ...

Определение чисел зубьев шестерен в планетарной коробке передач
В ТДМ, которые относятся к соосным зубчатым механизмам, нельзя произвольно назначать числа зубьев шестерен, так как необходимо, прежде всего, обеспечить совпадение осей вращения их центральных звеньев. Кроме того, при наличии нескольких сателлитов необходимо обеспечить возможность сборки механизма, ...

Характеристика проектируемого предприятия
Проектируемое АТП предназначено для обслуживания населения, предприятий, комбинатов, малых предприятий, магазинов, осуществляет городские и пригородные пассажироперевозки. Кроме того, предприятие выполняет работы ТО и ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава. Структура ...

Главное Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.transportine.ru