Эргономические исследования показали, что за смену свыше 25% рабочего времени водитель находится в вынужденной рабочей позе – сидя, выполняя при этом движения в определенно заданном, часто повторяющемся направлении. При выполнении движений основная нагрузка ложится на отдельную группу мышц (верхние конечности) (таблица 5. 3).
Таблица 5.3- Показатели двигательной нагрузки у водителей
Количество движений |
Руками |
Ногами |
Головой |
Всего |
За смену |
1448 |
677 |
658 |
2783 |
В час |
95,6 ± 1,2 |
45,1 ± 1,1 |
43,5 ± 1,4 |
179,2 ± 0,8 |
При анализе режима труда было выявлено, что водители работают по трем графикам:
• первая смена – в 5.00–6.00 до 15.00–16.00 (перерыв 30–60 мин);
• вторая смена – с 15.00–16.00 до 24.00– 1.00 (перерыв 30–50 мин);
• третья смена – по разрывному графику: работа с 6.00 до 11.00, перерыв с 11.00 до 15.00, работа с 15.00 до 20.00.
Анализ физиологического состояния водителей показал, что у работающих таким образом после 4 ч работы увеличивалась частота пульса (на 10–15%), в т. ч. и во время четырехчасового перерыва, если он использовался не по назначению.
Систолическое и диастолическое давление в течение смены колебалось неравномерно. В первой смене увеличивалось как систолическое, так и диастолическое давление, а пульсовое практически оставалось без изменений. Во второй и третьей сменах пульсовое давление к концу работы увеличивалось, что говорит об утомлении организма.
Анализ центральной нервной системы показал, что через 7–9 ч работы, независимо от смены, время реакции на звуковой раздражитель возрастало, особенно к концу работы.
Латентный период на световой раздражитель укорачивался через 3–5 ч, достигая достоверной значимости на пятом часу работы.
Во второй смене в первые часы работы скрытое время реакции на световой раздражитель уменьшалось только в течение 2 ч, а затем увеличивалось, т. е. в ночное время прослеживается напряжение органов зрения в большей степени, чем других систем организма.
Анализ динамики уровня внимания водителей показал, что во второй смене количество допущенных ошибок значительно больше, однако продолжительность просмотра корректурных таблиц ниже к концу дня, чем в первой смене. Объяснить это можно тем, что работа в ночное время требует от водителя большей ответственности за безопасность движения (таблица 5.4).
При работе по третьему режиму в конце дня возрастает как количество допущенных ошибок, так и время просмотра таблиц. Возникает общее переутомление организма за длительную рабочую смену.
Таблица 5.4 - Динамика уровня внимания водителей автобусов в разные смены
Время работы |
Количество ошибок |
Продолжительность просмотра таблиц |
Первая смена | ||
• с 5.45 до 6.45 |
0,9 ± 0,2 |
24,7 ± 1,5 |
• с 7.45 до 8.45 |
1,0 ± 0,14 |
30,6 ± 1,56 |
• с 10.20 до 11.20 |
1,1 ± 0,1 |
31,0 ± 1,1 |
• с 12.30 до 13.30 |
1,4 ± 0,14 |
33,2 ± 1,3 |
Вторая смена | ||
• с 15.20 до 16.20 |
1,0 ± 0,14 |
23,7 ± 1,2 |
• с 16.20 до 17.20 |
1,1 ± 0,2 |
30,5 ± 1,5 |
• с 18.20 до 19.20 |
1,4 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 20. 20 до 21.20 |
1,5 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 22.20 до 23.20 |
1,6 ± 0,2 |
34,1 ± 1,5 |
Третья смена (разрывной график) | ||
• с 6.45 до 7.45 |
0,9 ± 0,2 |
23,5 + 1,2 |
• с 9.30 до 10.30 |
1,1 ± 0,2 |
31,5 ± 1,2 |
• с 15.00 до 16.00 |
1,2 ± 0,9 |
33,0 ± 1,5 |
• с 17.00 до 18.00 |
1,4 ± 0,1 |
34,1 ± 1,2 |
• с 19.00 до 20.00 |
1,8 ± 0,2 |
35,1 ± 1,2 |
Еще о транспорте:
Определение пассажиропотока
Недельный пассажиропоток на наиболее нагруженном участке маршрута в одном из направлений определяется по формуле Qнед =7Qгод Kгод Kн /365 (1.1) где Qгод - годовой объём отправления пассажиров в прямом (обратном) направлении, пас; Qпргод=1500 пас, Qобгод=1500 пас; Kгод - коэффициент неравномерности ...
Оперативное руководство и планирование работы станции
Структура оперативного руководства ДСЦ-маневровый диспетчер: -осуществляет оперативное планирование и руководство работой единой смены; -устанавливает очередность расформирования и формирования поездов подачи и уборки местных вагонов; -контролирует и обеспечивает выполнение заданных норм нахождения ...
Анализ условий труда на ООО «Артемовский завод ЖБИ»
Одним из важных условий, обеспечивающих безопасность труда, является сохранение высокого уровня работоспособности трудящихся. Согласно действующему законодательству, нормативная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих не может превышать 40 час в неделю, а для рабочих и служащих в возр ...