Эргономические исследования показали, что за смену свыше 25% рабочего времени водитель находится в вынужденной рабочей позе – сидя, выполняя при этом движения в определенно заданном, часто повторяющемся направлении. При выполнении движений основная нагрузка ложится на отдельную группу мышц (верхние конечности) (таблица 5. 3).
Таблица 5.3- Показатели двигательной нагрузки у водителей
Количество движений |
Руками |
Ногами |
Головой |
Всего |
За смену |
1448 |
677 |
658 |
2783 |
В час |
95,6 ± 1,2 |
45,1 ± 1,1 |
43,5 ± 1,4 |
179,2 ± 0,8 |
При анализе режима труда было выявлено, что водители работают по трем графикам:
• первая смена – в 5.00–6.00 до 15.00–16.00 (перерыв 30–60 мин);
• вторая смена – с 15.00–16.00 до 24.00– 1.00 (перерыв 30–50 мин);
• третья смена – по разрывному графику: работа с 6.00 до 11.00, перерыв с 11.00 до 15.00, работа с 15.00 до 20.00.
Анализ физиологического состояния водителей показал, что у работающих таким образом после 4 ч работы увеличивалась частота пульса (на 10–15%), в т. ч. и во время четырехчасового перерыва, если он использовался не по назначению.
Систолическое и диастолическое давление в течение смены колебалось неравномерно. В первой смене увеличивалось как систолическое, так и диастолическое давление, а пульсовое практически оставалось без изменений. Во второй и третьей сменах пульсовое давление к концу работы увеличивалось, что говорит об утомлении организма.
Анализ центральной нервной системы показал, что через 7–9 ч работы, независимо от смены, время реакции на звуковой раздражитель возрастало, особенно к концу работы.
Латентный период на световой раздражитель укорачивался через 3–5 ч, достигая достоверной значимости на пятом часу работы.
Во второй смене в первые часы работы скрытое время реакции на световой раздражитель уменьшалось только в течение 2 ч, а затем увеличивалось, т. е. в ночное время прослеживается напряжение органов зрения в большей степени, чем других систем организма.
Анализ динамики уровня внимания водителей показал, что во второй смене количество допущенных ошибок значительно больше, однако продолжительность просмотра корректурных таблиц ниже к концу дня, чем в первой смене. Объяснить это можно тем, что работа в ночное время требует от водителя большей ответственности за безопасность движения (таблица 5.4).
При работе по третьему режиму в конце дня возрастает как количество допущенных ошибок, так и время просмотра таблиц. Возникает общее переутомление организма за длительную рабочую смену.
Таблица 5.4 - Динамика уровня внимания водителей автобусов в разные смены
Время работы |
Количество ошибок |
Продолжительность просмотра таблиц |
Первая смена | ||
• с 5.45 до 6.45 |
0,9 ± 0,2 |
24,7 ± 1,5 |
• с 7.45 до 8.45 |
1,0 ± 0,14 |
30,6 ± 1,56 |
• с 10.20 до 11.20 |
1,1 ± 0,1 |
31,0 ± 1,1 |
• с 12.30 до 13.30 |
1,4 ± 0,14 |
33,2 ± 1,3 |
Вторая смена | ||
• с 15.20 до 16.20 |
1,0 ± 0,14 |
23,7 ± 1,2 |
• с 16.20 до 17.20 |
1,1 ± 0,2 |
30,5 ± 1,5 |
• с 18.20 до 19.20 |
1,4 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 20. 20 до 21.20 |
1,5 ± 0,14 |
33,1 ± 1,2 |
• с 22.20 до 23.20 |
1,6 ± 0,2 |
34,1 ± 1,5 |
Третья смена (разрывной график) | ||
• с 6.45 до 7.45 |
0,9 ± 0,2 |
23,5 + 1,2 |
• с 9.30 до 10.30 |
1,1 ± 0,2 |
31,5 ± 1,2 |
• с 15.00 до 16.00 |
1,2 ± 0,9 |
33,0 ± 1,5 |
• с 17.00 до 18.00 |
1,4 ± 0,1 |
34,1 ± 1,2 |
• с 19.00 до 20.00 |
1,8 ± 0,2 |
35,1 ± 1,2 |
Еще о транспорте:
Разработка
технического задания и кинематической схемы проектируемого стенда
Техническое задание это документ, предназначенный для специалиста, в котором отражаются цели, требования к проекту и основные исходные данные, необходимые для разработки, а также сведения, относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта. Техническое задание Раздел Содержание Основание дл ...
Упрощенная функциональная схема САУ и расчет параметров
эквивалентного тягового электродвигателя
Структурная схема подразделяет систему на типовые динамические звенья, из которых состоят функциональные устройства. Таким образом, при составлении структурной схемы САУ за основу принимается ее функциональная схема. Упростим функциональную схему так, чтобы в ней остался только один канал воздейств ...
Виды и методы технического обслуживания и ремонта устройств вычислительной
техники и информатики
На схеме, приведенной на рис.1.7. показаны виды ТО, на схеме (рис.3.8.) – виды ремонта, а на схеме (рис.3.9.) – методы ТО и ремонта, предусмотренные ГОСТ 28470 - 90[3.3] и ГОСТ 26553 - 85[3.4] для устройств ВТИ. Регламентированное ТО устройств ВТИ должно выполняться в объеме и с учетом наработки, п ...