Проведение структурных преобразований на морском транспорте привело к ликвидации судоходных концернов и разделению их на независимые порты и частные судоходные компании-перевозчики. С 1992 г. осуществлялось преобразование морских портов в акционерные общества и учреждение в морских портах специальных государственных органов управления - администраций морских портов.
Процесс реформирования проходил в условиях распада единого комплекса морского транспорта СССР, в результате которого Россия лишилась почти 60 % мощностей портов, многих объектов береговой инфраструктуры, значительной части флота. Все это привело к существенному, почти в 10 раз, снижению доли российского морского транспорта в перевозках внешнеторговых грузов.
В ходе быстро проведенной приватизации была искусственно занижена стоимость основных производственных фондов отрасли, которая составила,' не более 15 % реальной рыночной цены. Отрасль была лишёна полноценного внутреннего источника для поддержания и развития основных фондов, аккумулированного в форме амортизационных отчислений. Судоходные компании, как независимые предпринимательские структуры, перестали получать субсидии из госбюджета, а существующая законодательная база не обеспечивала привлечение иностранных кредитов для строительства новых судов.
В ходе реформирования тарифной системы в морских портах сложилась двойная система тарифов. Одна система тарифов обеспечивала высокую рентабельность работ и услуг, предоставляемых иностранным грузо-, судовладельцам. Другая система тарифов предопределяла убыточность работ и услуг, оказываемых российским грузо-, судовладельцам. Наличие двухуровневой системы тарифов привело к снижению качества и нарушению сроков обслуживания российских клиентов и недовольству иностранных клиентов дискриминационной тарифной политикой, и в результате, к недополучению морскими портами причитающихся им валютных платежей и снижению налогооблагаемой базы.
Анализ систем реформирования российских естественных монополий, в том числе в отдельных отраслях транспорта, позволяет учесть основные уроки этих реформ при формировании регуляторной модели железнодорожного транспорта.
Выбор оптимальной регуляторной модели для железнодорожного транспорта в России.
![]() |
1 За исключением выделяемых на первом этапе
2 Могут быть выделены как дочерние общества на первом этапе реформ
3 Транзитные, интермодальные, рефрижераторные компании
4 На третьем этапе оценивается целесообразность выделения грузовой компании в дочернее
акционерное общество со 100%-ной собственностью ОАО «РЖД»
5 Включая учреждения и объекты социальной сферы, остающиеся в ОАО «РЖД»
6. На последующих этапах оценивается целесообразность выделения в отдельную компанию
1-й этап - подготовительный |
2-й этап |
3-й этап | ||
Естественно-монопольный сектор |
Инфраструктура и услуги инфраструктуры (путь и сооружения, электрификация и связь, СЦБ, управление движением, сортировочные станции, станции погрузки/разгрузки/перевалки) | |||
Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги | ||||
Вокзалы | ||||
Сектор временной монополии |
Грузовые перевозки* |
Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги | ||
Дальние пассажирские перевозки (кроме СВ всех поездов, купе фирменных поездов) | ||||
Пригородные пассажирские перевозки | ||||
Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта | ||||
Продажа билетов | ||||
Конкурентный сектор |
Пассажирский сервис | |||
Продажа билетов | ||||
Дальние пассажирские перевозки в вагонах категории СВ всех поездов, купе фирменных поездов** |
Грузовые перевозки | |||
Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, не входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта |
Дальние пассажирские перевозки | |||
Пригородные пассажирские перевозки | ||||
Услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, ранее входивших в структуру федерального транспорта | ||||
Транзитные и интермодальные перевозки |
Еще о транспорте:
Инструкции по охране труда
Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (ст. 212 ТК РФ). При разработке инструкций по охране труда работников авто ...
Сведения о портах
Порт Одесса Порт Одесса - один из крупнейших портов Украины - оборудован в Одесском заливе, находящемся в северо-западной части Чёрного моря. К нему примыкает город Одесса - крупный культурный и промышленный город Украины. Одесский залив вдается в берег между мысом Ланжерон (46º29΄N, 30&o ...
Расчет допускаемой тормозной силы из условия безъюзного торможения
подвижного состава
Для тормозов, основанных на использовании сцепления колес с рельсами, реализуемая тормозная сила не должна превышать силу сцепления, так как возможно заклинивание колесных пар. Кроме того, при юзе возрастает тормозной путь. Рис.1.1. Силы, действующие на колесо при торможение подвижного состава. Усл ...