Принцип действия скреперных установок основан на перемещении груза по почве скрепером с помощью скреперной лебедки, канатов и системы блоков.
Во время работы скрепер совершает возвратно-поступательные движения. Движение скрепера от забоя (рабочий ход) осуществляется головным канатом, на забой (холостой ход) — хвостовым канатом. При рабочем ходе скрепер, внедряясь в штабель разрыхленной горной массы, самозагружается и транспортирует груз волочением по почве до места разгрузки в рудоспуск или в вагонетку.
Наибольшее распространение получили скреперные установки в подземных рудниках черной и цветной металлургии для доставки дробленой руды из очистных забоев в штреках и ортах скреперования и для уборки взорванной горной массы при проходке горизонтальных и наклонных выработок с уклоном до 30 доставка горной массы в подземных условиях производится, в основном, на грохот или полок по прямой или переменной трассе с помощью двух- и трех барабанных лебедок. длина доставки составляет от 5 до 100 м.
В зависимости от горно-геологических условий средняя производительность составляет 150—300 т/смену, максимальная — 700—800 т/смену. Транспортироваться могут любые кусковые грузы размером до 1000 мм, насыпной плотностью до 3 т/м3.
Рисунок 1. Схема скреперных установок:
а, б — доставка по прямой трассе соответственно к грохоту и к полку; в — доставка по ломаной трассе; г — доставка по прямой прямолинейной трассе трехбарабанной лебедкой; 1 — лебедка; 2 — грохот; 3, 6 — канаты; 5, 7, 8 — подвесные концевые, отклоняющие блоки; 9 — полок
Длительному применению скреперной доставки способствовали совмещение ее с погрузкой, простота устройства, расположение скреперной лебедки на значительном расстоянии от мест взрывных работ, небольшие затраты на перенос и монтаж.
Руду доставляют скрепером как по очистному пространству, и по подготовительным выработкам, скреперным штрекам или ортам в которые из очистного пространства она поступает под собственным весом. Руду скреперуют в рудоспуски или в вагоны через погрузочный полок, в последнем случае погрузку вагонов называют безлюковой.
При скреперовании по прямой используют двухбарабанные лебедки, при скреперовании под углом — двух- и трехбарабанные, а в широких камерах — трехбарабанные. При доставке руды под углом, т. е. последовательно по двум работкам, из которых одна расположена под углом (обычно прямым) к другой, применяют либо две двухбарабанные лебедки (по одной в каждой выработке), работающие последовательно, либо одну двух- или трехбарабанную. При двухбараной лебедке сначала скреперуют «из-за угла» при двух концевых блочках с разъемными крюками, затем с дальнего концевого блочка снимают канат, Оставляют его на одном, ближнем, концевом блочке и скреперуют руду к лебедке.
Рисунок 2. Схемы скреперования под углом.
а — двумя лебедками; б — одной трехбарабанной; в—одной двухбарабанной; г—то же, вторая стадия (1 — лебедка; 2 скрепер; 3 — головной канат; 4— хвостовой канат; 5—рудоспуск. Стрелкой показано направление подвигания забоя); д — в очистной камере трех барабанной лебедкой с одним головным (1) и двумя хвостовыми (2) канатами (3— лебедка; 4— скрепер; 5— рудоспуск; 6—блочок)
Были попытки создать приспособления для непрерывного движения скрепера под углом, однако ни одно из них не оказалось надежным. При использовании трехбарабанной лебедки перемещают наполненный скрепер с помощью одного головного каната по первой выработке, с помощью другого — по второй. Скреперную лебедку устанавливают с той стороны, в которую скреперуют руду. Этим облегчается визуальный контроль за наполнением скрепера и его разгрузкой. При необходимости можно располагать лебедку с противоположной стороны и скреперовать руду от скреперной лебедки.
В широких камерах трехбарабанные скреперные лебедки применяют с одним головным и двумя хвостовыми канатами; направление движения скрепера изменяют путем большего натяжения левого или правого хвостового каната.
Достоинствами скреперных установок являются совмещение операций по погрузке и доставке, простота конструкции, надежность работы в сложных условиях, возможность транспортирования крупнокусковых скальных пород и работы при различных углах наклона трассы, простое изменение длины доставки, невысокая стоимость. Недостатки скреперных установок: малая производительность, ограниченная длина транспортирования, быстрый износ канатов, высокая энергоемкость.
Еще о транспорте:
Этапный переход на безотделенческую структуру
Такой переход характерен для большинства железных дорог. Например, для Московской железной дороги, учитывая ее протяженность, объемы грузовых и, главное, пассажирских перевозок, большое количество обслуживаемых субъектов федерации и пользователей транспортных услуг, обоснована стратегия по сохран ...
Реформирование газодобывающей и газоперерабатывающей отрасли
В процессе реформирования отрасли добыча и сбыт газа отнесены к конкурентным видам деятельности, транспортировка газа по магистральному трубопроводу и газораспределительные организации — к естественно монопольному сектору. Основными проблемами реструктуризации отрасли являются: сложность развити ...
Устройство скреперных установок
Основными элементами скреперной установки являются скрепер, лебедка, канаты и блоки. Скреперы. Наибольшее распространение на подземных работах получили гребковые односекционные жесткие скреперы (рис. 3) и ящичные По способу изготовления скреперы разделяют на литые, сварные и комбинированные, по исп ...