Роль автоматики в развитии транспорта, повышение безопасности движения поездов, перспективы развития АСУ на ж/д транспорте.
С развитием промышленности и сельского хозяйства объем перевозок на железнодорожном транспорте непрерывно повышается. Это достигается увеличением интенсивности и скорости движения, веса поездов, совершенствованием планирования и регулирования движения поездов. К средствам регулирования движения поездов относится комплекс автоматических систем интервального регулирования, в который входят: автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН), автоматическое регулирование скорости движения поездов (АРС). Автоблокировка в комплексе с АЛСН позволяет организовать движение поездов попутного следования с малыми интервалами и значительно повысить пропускную способность железнодорожных линий, обеспечить высокую безопасность следования поездов по перегонам и станциям.
При автоблокировке за счет сокращения потерь времени при обгоне поездов на станциях возрастает участковая скорость движения поездов, повышается производительность труда эксплуатационных работников, сокращаются эксплуатационные расходы.
На железных дорогах Советского Союза применение автоблокировки началось в 30-х годах. Первые участки были оборудованы автоблокировкой, построенной на импортной аппаратуре. Начиная с 1932 г. строительство автоблокировки ведется по проектам ГТСС с применением только отечественной аппаратуры. В 1935 г. впервые была внедрена система АЛСН числового кода. В десятой пятилетке было введено в эксплуатацию больше 15 тыс. км. автоблокировки и диспетчерской централизации. За одиннадцатую пятилетку построено и введено в эксплуатацию большое число участков, оснащенных автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Одновременно с внедрением велись работы по техническому совершенствованию и повышению надежности устройств автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа.
На участках с автономной тягой, где применяется автоблокировка постоянного тока, вместо электрических рельсовых цепей с непрерывным питанием используются рельсовые цепи с импульсным питанием. Это позволяет увеличить длину рельса до 2600 м. Применение импульсного питания исключает опасные отказы при попадании блуждающих токов в рельсовую цепь и повышает надежность автоблокировки. На участках с электрической тягой постоянного тока нашли применение рельсовые цепи переменного тока частотой 50 Гц, а на участках с электрической тягой переменного тока - рельсовые цепи переменного тока частотой 25 Гц. Все рельсовые цепи переменного тока, как правило, получают не непрерывное, а кодовое питание.
Кодовое питание повысило надежность рельсовых цепей, так как позволило осуществить их защиту от опасных влияний гармоник тягового тока.
Начиная с 50-х годов, на железных дорогах СССР началось поэтапное повышение скоростей движения поездов. С введением скоростного движения появились новые требования, предъявляемые к устройствам интервального регулирования движения поездов, которые обусловили усовершенствование старых и разработку новых систем. Были разработаны новые системы частной автоблокировки, многозначной АЛСН, автоматической регулировки скорости. Эти системы построены на современной элементной базе с использованием интегральных микросхем, они обладают высоким быстродействием и повышенной помехозащищенностью от опасных влияний.
Частотные системы применяют на участках с высокоскоростным движением, как на новых линиях, шкафов, что позволило ускорить строительство и сдачу в эксплуатацию устройств интервального регулирования движения поездов.
В соответствии с приказом МПС "О мерах по улучшению техничёского обслуживания и повышению надежности средств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах" широкое распространение получил индустриальный метод обслуживания и ремонта СЦБ. Это метод предусматривает комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления дистанцией, развитию производственной базы, внедрению прогрессивных методов обслуживания и использованию производственных мощностей дистанции для выполнения работ централизованным порядком. Так и на действующих совместно с числовой системой АЛСН. Релейная аппаратура существующих систем интервального регулирования размещается на перегонах в релейных шкафах проходных светофоров и на локомотивах. Это усложняет техническое обслуживание и при отказах устройств приводит к значительным задержкам поездов. С целью быстрого обнаружения и предотвращения отказов были разработаны и внедряются системы частного диспетчерского контроля, а также системы технической диагностики.
Интенсивное развитие устройств интервального регулирования требует коренного изменения принципов построения систем и методов технического обслуживания. Примером такой новой системы может служить автоблокировка без проходных с централизованным размещением аппаратуры (ЦАБ). В этой системе основным средством интервального регулирования является числовая или частотная АЛСН. Релейная аппаратура размещена на станциях, ограничивающих перегон, на пути установлены только трансформаторы или дроссель - трансформаторы, связанные со станциями кабельными цепями. В качестве основной ЦАБ используется частотная система АЛСН, в качестве резервной - числовая АЛСН. Все рельсовые цепи перегона кодируются со станциями от общего кодового трансмиттера. Кодирование начинается с момента вступления поезда на данную рельсовую цепь, значность кода определяется числом рельсовых цепей, разграничивающих попутно следующие поезда. Разработаны и внедряются две системы ЦАБ: с ограниченными рельсовыми цепями, разграниченными изолирующими стыками; с неограниченными рельсовыми цепями - без изолирующих стыков. Так как в системе ЦАБ отсутствуют путевые светофоры, и нет четких границ блок - участков, то машинист при ведении поезда руководствуется только показаниями локомотивного светофора. В таких условиях машинист должен проявлять особую бдительность, чтобы не допустить проезд на занятый блок участок. Для облегчения работы машиниста и своевременного включения служебного торможения для остановки поезда на границе данного блок – участка. устройства ЦАБ дополняют системой автоматического управления тормозами (САУТ). В целях более быстрого внедрения новых систем интервального регулирования выполнены работы по совершенствованию технологии производства аппаратуры на заводах. Проектными организациями разработаны типовые, принципиальные и монтажные схемы сигнальных установок для всех разновидностей систем автоблокировки и автоматической переездной сигнализации.
Еще о транспорте:
Историческое развитие кораблестроения
С незапамятных времен люди использовали водные просторы - реки, озера, море – сперва как охотничьи угодья, а затем как удобные дороги для переезда и перевозки грузов. Первые примитивные суда появились за долго до колесной повозки. Человек вышел в море на самой заре своего становления. Мифология ста ...
Определение технической производительности перегрузочной машины и режимов работы
её механизмов
Для чертежа технологической схемы выбираем вагон: (приложение 8) [3] Тип вагона: полувагон 4-осный Грузоподъёмность: 69 т Длина вагона: 12,7 м Ширина вагона: 2,88 м Высота стенки: 2,06 м По технологической схеме (рисунок 1.) получаю: R1= 19,8 м R2= 8 м ΔR=R2 - R1=19,8-8=11,8 м Hпод= 7,3м Ноп= ...
Мероприятия по охране труда, противопожарной защите, охране окружающей
среды
Проектом предусматривается разработка и внедрение стандартов безопасности труда в проектируемом комплексе по техническому обслуживанию автомобилей. Стандарт по безопасности труда предусматривает разработку организационно-технических мероприятий, которые включают внедрение мероприятий по ТБ, организ ...