Себестоимость (S) – важнейший показатель экономической эффективности деятельности автотранспортного предприятия, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятия.
Себестоимость перевозок представляет собой денежное выражение затрат автотранспортного предприятия на выполнение транспортной работы.
Себестоимость перевозок на автомобильном транспорте – это затраты предприятия на перевозку пассажиров. В финансовой деятельности АТП на увеличение прибыли наибольшее влияние оказывает снижение расходов на производственную деятельность. Для достижения снижения затрат и уменьшения себестоимости перевозок все звенья управления автомобильным транспортом должны обеспечивать в своей деятельности экономию материальных, трудовых и денежных ресурсов.
На рисунке 3.7. наглядно представлена динамика себестоимости предприятия.
Рисунок 3.7 – Динамика себестоимости
Основной задачей анализа себестоимости перевозок является выявление путей ее максимального снижения. Расходы предприятия в 2010 г. составили 725,07 млн. р. и возросли к уровню 2005 г. 2,3 раза или на 409,7 млн. р. (таблица 3.3).
Среднегодовой темп роста себестоимости составил 11%, а среднегодовой темп роста доходов от эксплуатационной деятельности составил 13%. Таким образом, доходы предприятия растут более быстрыми темпами, чем себестоимость, что следует оценить положительно.
Таблица 3.3 - Динамика себестоимости
Год |
Себестоимость, млн. р. |
Темпы роста (спада), % | |
базисные |
цепные | ||
2005 |
315,37 |
100 |
100 |
2006 |
390,38 |
123,78 |
123,78 |
2007 |
492,41 |
156,14 |
126,14 |
2008 |
430,28 |
136,44 |
87,38 |
2009 |
677,71 |
214,89 |
157,50 |
2010 |
725,07 |
229,91 |
106,99 |
Себестоимость предприятия за анализируемый период имеет тенденцию постепенного и постоянного увеличения, однако в 2007 г. себестоимость предприятия сократилась по сравнению с 2006 г. на 13%. В 2008 г. себестоимость предприятия по сравнению с 2007 г. резко выросла на 57,50%.
Причинами роста расходов являются увеличение цен на энергоресурсы, коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, запасные части, увеличение тарифной ставки оплаты труда и др. Средний возраст парка автомобилей увеличился, что в свою очередь вызывает увеличение затрат на их техническое обслуживание и ремонт, а также ведет к увеличению расхода топлива.
Еще о транспорте:
Разработка передвижной мастерской технического обслуживания
Для парка целесообразно разработать универсальную мастерскую, которая обеспечивает техническое обслуживание ДСМ в том числе контрольно техническии операции. В связи с формулировкой требований, машина должна оснащаться следующим оборудованием. 1. Выдвижная кран – балка. 2.Средства технического обслу ...
Упаковка и маркировка грузов
Грузы предъявляют к перевозке в таре или упаковке, за исключением навалочных и насыпных грузов (руда, уголь, зерно и др.), а также отдельных штучных грузов, которые можно перевозить в неупакованном виде (металлоконструкции, трубы, автомашины и т.п.). Без тары перевозят жидкие (наливные) грузы в спе ...
Режим труда и отдыха
водителей
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей. Приказо ...