,(3.5)
где - валовая прибыль (прибыль до налогообложения) млн. р.;
- затраты на производство и реализацию (себестоимость), млн. р.
Динамика рентабельности предприятия, рассчитанная по валовой прибыли (таблица 3.6) представлена на рисунке 3.12.
Данные таблицы 3.8 демонстрируют, что в период с 2005 г. по 2006 г. предприятие имело отрицательный уровень рентабельности. Начиная с 2007 г. по 2010 г. ситуация изменилась и уровень рентабельности рассчитанная по валовой прибыли был положительным. Положительный уровень рентабельности был достигнут за счет того что доходы предприятия превысили его расходы. В 2010 г. рентабельность производства составила 2,65%. Это значит, что предприятие с каждого затраченного рубля имело 2,3 копейки прибыли, однако рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли в 2010 г. была отрицательной т.к. деятельность предприятия в целом была убыточной.
Рисунок 3.12 – Динамика рентабельности
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли, и роста рентабельности являются: увеличение объемов перевозок; снижение себестоимости; повышение тарифов на перевозки.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.
Анализ источников формирования и размещения капитала имеет большое значение для предприятия.
Из таблицы 3.7 видно, что наибольший удельный вес в структуре пассива предприятия на конец 2008 г. занимали краткосрочные обязательства. Собственный капитал предприятия в 2008 г. имел отрицательное значение, из-за больших сумм непокрытого убытка. Данное обстоятельство свидетельствует о значительной зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
Таблица 3.7 – Структура пассива
Пассив |
2008 г. |
2009 г. |
Абсолютное изменение, млн. р. |
Капитал и резервы |
-37,919 |
252,454 |
290,373 |
Долгосрочные обязательства |
24,435 |
13,25 |
-11,185 |
Краткосрочные обязательства |
64,389 |
51,283 |
-13,097 |
Баланс |
50,905 |
316,987 |
266,091 |
В 2009 г. в структуре пассива наибольший удельный вес занимал капитал и резервы, а доля обязательств перед кредиторами сократилась, что следует оценить положительно.
В структуре заемного капитала большую долю занимают краткосрочные обязательства. По этой причине финансовое положение может стать неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа: контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Заемный капитал предприятия формируется в основном за счет кредиторской задолженности. Доля долгосрочных обязательств в структуре заемного капитала в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась с 27,5% до 15%, что следует оценить отрицательно (таблица3.8).
Еще о транспорте:
Моделирование систем "СТО"
Известна, например, система устройства станции технического обслуживания (СТО). Назначение системы – размещение технических средств и их обслуживание. Математическая запись, в которой перечисляются структурные составляющие системы следующая: ∑:{{M¸{x}¸F}, где ∑ - система, {M ...
Определение себестоимости перевозок пассажиров за рейс на маршруте
В соответствии с формулами (4.1-4.21) приведен расчет себестоимости перевозок пассажиров за рейс на новом маршруте. В соответствии с формулой (4.1) выполнен расчет заработной платы водителей: Для МАЗ-103: ; Для МАЗ-107: В соответствии с формулой (4.2) выполнен расчет заработной платы руководителей, ...
Система охлаждения двигателя
Систему охлаждения двигателя рассчитаем для номинального режима работы. Расчёт системы жидкостного охлаждения сводится к определению площади поверхности радиатора, основных размеров водяного насоса и подбору вентилятора. Исходным параметром для расчёта системы охлаждения является количество теплоты ...